Гигиена полости рта. Методы чистки зубов Терапевтическая

Гигиена полости рта. Методы чистки зубов Терапевтическая

Гигиена полости рта. Методы чистки зубов

ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

Гигиене полости рта принадлежит большая роль в профилактике кариеса зубов, болезней пародонта и заболеваний слизистой оболочки рта. По данным литературы, регулярная контролируемая двухразовая ежедневная чистка зубов в течение 2 лет снижает поражаемость зубов кариесом в 2 раза. Установлено, что в результате контролируемой чистки зубов у школьников, ранее страдавших хроническим катаральным гингивитом, отмечена нормализация состояния пародонта. Между тем у 67—87% школьников отмечено неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта, что свидетельствует о недостаточном соблюдении ими гигиенических навыков. Неудовлетворительное состояние полости рта зависит не столько от нерегулярного ухода, сколько от неумения правильно чистить зубы (отсутствуют сведения о кратности чистки, продолжительности, направления движения щетки).

Опыт показывает, что необходимый уровень гигиенических навыков и систематический уход за полостью рта у детей может быть обеспечен только при содружестве стоматологов, воспитателей яслей и детских садов, учителей и родителей. Особого внимания требуют дети с зубочелюстными аномалиями, так как неправильное положение зубов и их скученность предрасполагают к возникновению кариеса зубов и болезней пародонта. В настоящее время начинают создавать кабинеты гигиены полости рта в школах. Наряду с обучением детей правильному уходу за полостью рта персонал кабинета является методическим центром по внедрению гигиенических знаний среди школьников. Такую возможность создают выставки гигиенических средств по уходу за зубами и деснами, организация связи с домами просвещения, воспитание медицинского персонала яслей, детских садов, школ, а также педагогов.

Требуется тщательный и постоянный контроль за гигиеническим состоянием полости рта у рабочих промышленных предприятий, связанных с профессиональными вредностями, а также групп населения с хроническими общесоматическими заболеваниями, так как они создают неблагоприятный фон для развития и стоматологических заболеваний.

Средства гигиены. Для чистки зубов пользуются зубным» щетками, пастами, порошками, эликсирами, полосканиями, зубочистками.

Зубные щетки применяются для удаления остатков пищи в мягких зубных отложений (налетов) со всех поверхностей и из межзубных промежутков. При выборе зубной щетки следует обратить особое внимание на высоту расположения, густоту и эластичность пучков щетины. Щетина не должна быть слишком: высокой, так как это затруднит чистку щечных поверхностей больших коренных зубов. Щетки с густым расположением пучков затрудняют очистку межзубных промежутков.

При болезнях пародонта, сопровождающихся повышенной кровоточивостью десневых сосочков, детям, а также взрослым при повышенной стираемости твердых тканей зуба следует применять щетки с более мягкой щетиной. Лицам, у которых быстра образуется мягкий налет на зубах, рекомендуется использовать щетки с более жесткой щетиной. Рабочую часть зубной щетки делают из натуральной щетины или из синтетического волокна, и те и другие соответствуют необходимым требованиям, однако щетки из синтетического волокна обладают рядом преимуществ: синтетическое волокно более эластично, оно не набухает и быстро сохнет. В натуральной же щетине, имеющей в центре пустоту, легче скапливается микрофлора.

Хранить щетки рекомендуется в индивидуальных стаканах щетиной вверх. Срок пользования одной щеткой с натуральной щетиной не более 6 мес.

Зубочистки используются для удаления остатков пищи из межзубных промежутков. Они не должны оказывать вредного действия на ткани полости рта. Получили распространение зубочистки из дерева для одноразового употребления и пластмасс. Они выпускаются в наборах.

Зубные пасты являются одним из наиболее распространенных средств гигиены полости рта. В их состав входят следующие основные ингредиенты: 1) абразивы (мел), придающие пасте механическое очищающее свойство, 2) поверхностно-активные вещества, способствующие получению пены при чистке зубов, 3) разбавители (глицерин и др.), придающие пастам пластичность и вязкость, 4) связующие или желирующие вещества (крахмал, натрий-карбоксиметилцеллюлоза), предотвращающие расслоения паст, 5) различные добавки: отдушки, биологически активные и лекарственные вещества (фтор, микроэлементы, витамины и пр.).

Все зубные пасты по назначению можно разделить на две группы: гигиенические и лечебно-профилактические. К последним относятся пасты «Лесная» и «Хвойная», в состав которых входит хлорофиллокаротиновая масса, а также паста «Бальзам», содержащая высокоактивное ализорановое масло. Эти пасты рекомендуются при гингивите и заболеваниях слизистой оболочки рта. Зубная паста «Жемчуг» также является лечебно-профилактической. За счет содержания в ней глицерофосфата кальция при контакте с поверхностью зуба паста оказывает на эмаль минерализующее действие, обусловливая поступления в нее ионов кальция и фосфора. Противокариозное действие на зубы оказывают фторсодержащие пасты «Чебурашка», «Фтородент».

Зубные порошки в основном обладают очищающими свойствами. С точки зрения лечебно-профилактического действия они ценности не представляют, так как введение в их состав лечебных добавок затруднено. В последние годы наметилась четкая тенденция к значительному сокращению выпуска зубных порошков и увеличению количества разнообразных зубных паст.

Зубные эликсиры — жидкое средство гигиены полости рта. Эликсиры представляют собой водные или спиртовые растворы, содержащие различного рода добавки: витамины, антисептики и другие вещества. Эликсиры обладают лишь дезодорирующим (освежающим) либо очищающим свойством. Наряду с этим введение в состав эликсира некоторых лекарственных веществ, в частности фторида натрия, глюконата кальция и др. позволило добиться в эксперименте кариеспрофилактического эффекта. Можно предположить, что подобное действие эликсиров будет подтверждено и в клинике.

Методы чистки зубов. Уход за полостью рта следует начинать с 2—2,5 лет, когда у ребенка формируется молочный прикус. Вначале ребенку лучше пользоваться зубной щеткой без порошка и пасты, чтобы не аспирировать их. Важно научить ребенка очищать каждый зуб со всех сторон. С 4—5-летнего возраста ребенок должен чистить зубы дважды: вечером перед сном и утром после завтрака. Движения щетки при чистке зубов должны быть направлены от шеек зубов в сторону режущих краев (бугров) коронки, т. е. по вертикали. Продолжительность чистки не менее 2,5—3 мин. Это продиктовано тем, что плотно фиксированный зубной налет (зубные бляшки) удаляется с поверхности зуба лишь через 30 с ее тщательной механической обработки. Правильность проводимой чистки может быть проверена путем окрашивания зубного налета йодсодержащими растворами или специальными красителями (в таблетках).

Гигиенический индекс используется для объективной оценки гигиенического состояния полости рта. В СССР применяется индекс Федорова — Володкиной (1970). Раствором йода и йодида калия смазывают вестибулярные поверхности шести фронтальных зубов нижней челюсти, что позволяет окрасить имеющийся на зубах налет. Количественная оценка проводится по пятибалльной системе: окрашивание всей поверхности коронки оценивается как 5 баллов, 3/4 коронки —4 балла, 1/2 — 3 балла, 1/4 — 2 балла, отсутствие окрашивания расценивается как 1 балл.

Гигиена полости рта. Методы чистки зубов Терапевтическая