Классификации в ортопедической стоматологии

Классификации в ортопедической стоматологии

Классификации в ортопедической стоматологии

КЛАССИФИКАЦИИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Составители: доц. к.м.н. Т.В. Моторкина, проф. д.м.н. СВ. Дмитриенко, проф. д.м.н. А.И. Краюшкин, асc. к.м.н. Д.В. Михальченко, доц. к.м.н. В.И. Шемонаев, А.С. Величко.

1. Введение

Существуют различные определения понятия «болезнь». Одно из них сформулировано так: «Болезнь» — это нарушение нормальной жизнедеятель­ности организма, обусловленное функциональны­ми и морфологическими изменениями». Другое звучит следующим образом: «Болезнь»— это на­рушенная в своем течении жизнь в результате по­вреждения структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобраз­ных формах его компенсаторно-приспособитель­ных механизмов» [1].

Болезнь характеризуется полным или частич­ным снижением приспособляемости к среде того или иного органа либо всего организма и ограни­чением их функций.

^ Нозологическая форма — это определенная болезнь, выделенная на основе установленной этиологии (причина возникновения) и патогенеза (механизма развития), а также характерной клинико-морфологической картины. Эта форма яв­ляется единицей номенклатуры и классификации болезней (Давыдовский И.В. 1962).

Поскольку человек может одновременно забо­леть несколькими болезнями, то необходимо ус­тановить ведущее заболевание — наиболее тяжелое по течению или последствиям. Следует выде­лить также понятие «осложнение» — обобщенное название патологических процессов, присоединив­шихся к основному заболеванию, не обязательно развившихся при данном, заболевании, но возник­ших в связи с ним.

Применяемый на практике термин «заболева­ние» означает факт возникновения болезни у от­дельного человека. Выделяют и понятие «патоло­гическое состояние»— относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически от­рицательное значение для организма («норма» — относительный уровень функционирования и раз­вития организма).

Каждая болезнь проявляется определенными признаками или группой признаков, представля­ющих собой отклонение от нормы. Этот признак именуют «симптомом». Различают субъективные и объективные симптомы [2].

Субъективные симптомы — симптомы, выяв­ленные при опросе больного, т. е. это те ощуще­ния, которые он начал отмечать с какого-то пери­ода времени и не испытывал раньше. К субъек­тивным симптомам следует отнести также уста­новленные самим больным изменения, наступившивие при функционально различных действиях зубочёлюстной системы, например задержка пищи между зубами, смещение передних зубов.

Объективные симптомы обнаруживает врач в процессе обследования-осмотра, пальпаторного, инструментального и аппаратного исследования. Заболевание проявляется не одним, а нескольки­ми субъективными и объективными симптомами, часть из которых специфичны только для данно­го заболевания, а остальные наблюдаются и при других.

Выявление симптомов заболеваний, определе­ние течения болезни у данного больного, его фи­зического и психического состояния, степени, характера морфологических и функциональных нарушений возможны лишь при правильном, тщательном клиническом обследовании. Выявле­ние этиологических моментов патогенеза способ­ствует установлению диагноза.

Диагноз — краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), выраженное с применением медицинских терминов, обознача­ющих название болезни (травмы) — ее формы, и определяющее индивидуальные особенности орга­низма заболевшего [1].

Учение о методах распознавания болезней но­сит название «диагностика» и является разделом любой медицинской специальности [1]. Медицин­ская диагностика основывается на различных методах исследования и распознавании заболева­ний, их тяжести и состояния организма больного с целью выбора и проведения необходимого лече­ния и эффективных профилактических меропри­ятий. Для правильного проведения диагностичес­кого процесса необходимо изучить и правильно применять на практике различные методы иссле­дования. Нужно знать основные и специфичес­кие признаки заболеваний зубочелюстной систе­мы, а также их классификацию.

В современной литературе принцип проведе­ния диагностического процесса и постановки ди­агноза освещен недостаточно полно. В имеющих­ся учебных руководствах основной акцент сде­лан на методы обследования больных, в то же время отсутствуют данные о систематизации всех классификаций патологических процессов и со­стояний, встречающихся в практике ортопеди­ческой стоматологии, и принципах формирова­ния диагноза, отображающего всю тяжесть, спе­цифику клинической картины, присущей дому больному.

Учитывая актуальность данной проблемы ав­торский коллектив — сотрудники кафедры орто­педической стоматологии Волгоградского государ­ственного медицинского университета, основыва­ясь на опыте работы, пришли к выводу о необхо­димости создания учебного пособия, включающе­го все основные классификации патологических процессов и состояний, выявленных в ходе обследования пациентов врачом-стоматологом-ортопе­дом, и используемых в формировании диагноза. Авторы не претендуют на законченность дан­ ной работы и будут благодарны за замечания и дополнения, высказанные по существу пособия.

^ 2.Систематизация основных

нозологических форм заболеваний,

встречающихся в практике

ортопедической стоматологии

Общепринятым фактором систематизации в практике современной ортопедической стоматоло­гии является принцип принадлежности к опреде­ленной нозологической форме заболевания.

Основные нозологические формы заболева­ний, встречающиеся в практике ортопедической стоматологии:

1. Дефекты твердых тканей зубов:

1.1. Поражения, возникающие в период фол­ликулярного развития тканей зубов до прорезы­вания зубов:

а) гипоплазия эмали,

б) флюороз зубов,

в) наследственные нарушения развития тканей зуба (дисплазия Стентона—Капдепона, несовер­шенный амелогенез, несовершенный дентиногенез, мраморная болезнь).

1.2. Поражения, возникающие после прорезывания зубов:

Классификации в ортопедической стоматологии