Современная концепция Аюрведы. Часть 5. Диагностика

Современная концепция Аюрведы. Часть 5. Диагностика

В аюрведе приводятся три главные причины болезней:

  • чрезмерное, недостаточное или неправильное использование способностей,
  • ошибочные суждения,
  • влияние сезонных изменений.

Согласно этой индийской системе медицины все человеческие болезни могут быть разделены на семь обширных категорий, таких как:

1. Генетические болезни (адибалаправритта )

В эту категорию входят такие болезни, как трудноизлечимые болезни кожи, геморрой, диабет, туберкулёз и астма, которые возникают прежде всего из-за дефектов в сперме (щукра ) отца (тогда это называется питриджа ) или яйцеклетке (сонита ) матери (тогда это называется матриджа ).

Непереваренная пища, ненормальное поведение, вредные привычки любого рода и стрессовые ситуации наносят ущерб репродуктивной системе как мужчин, так и женщин, что приводит к дефективному потомству.

2. Врождённые болезни (джанмабалаправритта )

Эти болезни в основном обусловлены пищевыми расстройствами (расакрита ) и неисполненными сильными желаниями матери, имевшими место во время беременности (гарбхам ).

Если диета и поведение матери усиливает и тем самым отягчает вату. то у плода может развиться то или иное уродство, такое как кифоз (горбатая спина), слепота или карликовость, увеличенная питта может вызвать облысение и желтоватую пигментацию кожи, а увеличенная капха может привести к альбинизму (отсутствию нормальной пигментации).

3. Конституциональные болезни (дошабалаправритта )

Эти болезни проистекают из различных волнений и расстройств питания или поведения, вызванных дисбалансом любой из трёх жизненных физических энергий (трёх дош ) или трёх жизненных умственных энергий (трёх гун ).

Таким образом, конституциональные расстройства бывают двух типов: телесные (шаририка ) и психические (манасика ).

4. Травматические болезни (сангхатабалаправритта )

Любые приводящие к внешнему или внутреннему травмированию события ведут к этому типу болезней. Внешняя травма вызывается повреждениями, причинёнными внешними механическими воздействиями на тело или укусами животных или ядовитых насекомых.

Стресс и перенапряжение ведут к внутренней травме.

5. Сезонные болезни (клабалаправритта )

Болезни этого типа вызываются сезонными изменениями климата.

Иногда тело оказывается не в состоянии приспособиться к внезапным и ненормальным климатическим изменениям. В таких случаях экстремальный холод может привести к обморожению и ревматизму, в то время как чрезвычайно высокая температура может вызвать солнечный удар или лихорадку.

6. Инфекционные и имеющие тонкую причину болезни (дайвабалаправритта )

Болезни, имеющие тонкую причину, вызываются либо природными воздействиями и бедствиями, такими как молнии, землетрясения и наводнения, либо невидимыми пагубными силами природы, такими как радиация, воздействие с тонких планов и т.д.

Инфекционные болезни также передаются через сексуальную и физическую близость или общую пищу, посуду, кровати, одежду, полотенца и косметику, которыми также пользуются друзья и родственники, заражённые той или иной инфекционной болезнью.

Также эти болезни – результат явной ревности и зависти.

7. Естественные болезни (свабхавбалаправритта )

Даже самые здоровые из людей страдают от голода, жажды, стремления к сну, дряхлости и смерти.

Эти болезни вызываются функциональными, органическими и естественными изменениями в теле.

В аюрведе врачи стараются оценить как симптомы этих болезней, так и их природу и коренную причину (нидану ). Это чрезвычайно важно при осуществлении правильного выбора лечебных и профилактических мер для лечения болезни. Ибо, в противном случае, даже после прохождения курса лечения пациент может не получить желаемого результата и, кроме того, всегда остаётся вероятность рецидива.

Ранние признаки и симптомы (пурварупа ) обеспечивают полезные предупреждения и возможность предпринять необходимые действия до того, как болезнь примет опасные размеры. Основные признаки и симптомы (рупа ) отражают истинную природу и интенсивность болезни. Другой часто используемый диагностический метод – исследовательская терапия (упасая ), которая проверяет и использует диету, лекарства и распорядок дня, чтобы обнаружить такие болезни, которые было бы трудно обнаружить другим способом. Такая терапия направлена либо на устранение причины болезни, либо на устранение самой болезни, либо на облегчение её протекания. Например, опухоль или припухлость, которая уменьшается в результате массажа с применением тёплого масла, несомненно вызвана дисбалансом ваты в сторону её чрезмерного увеличе

Диагностический процесс

Дисбаланс дош и последующий процесс возникновения болезни называется сампрапти. или патогенез. Поскольку при своём развитии болезни проходят через несколько отличительных стадий, хорошее знание этих стадий помогает при раннем диагностировании болезней. Таким образом, в аюрведе разработана методика диагностического процесса, состоящего из шести стадий и называемого крийя (действие) кала (время), или поэтапные проявления болезни во времени. Первые четыре стадии, которые имеются только в аюрведе, позволяют распознавать и устранять болезнь прежде, чем она примет характерные клинические симптомы.

Только тот, кому известны различные стадии накопления патогенеза (санчаи ), раздражения или ухудшения (пракопы ), распространения или перетекания (прасары ), выделения или нарастания (стхана самшаи ), проявления (вьякти ) и разграничения (бхеды ), имеет право называться врачом.

Первая стадия: накопление (санчая )

  • это состояние вызывается слабой пищеварительной силой и дисбалансом дош ,
  • на этой стадии токсины (ама ), порождаемые ненадлежащим пищеварением, накапливаются в желудочно-кишечном тракте,
  • токсины, появляющиеся из-за дисбаланса капхи. накапливаются в желудке, появляющиеся из-за дисбаланса питты – в тонком кишечнике, а появляющиеся из-за неправильного функционирования ваты – в толстой кишке,
  • из-за присутствия одного из этих токсинов могут проявляться слабые и недостаточно определённые симптомы,
  • необходимо распознать и устранить причину, а не игнорировать или подавлять её,
  • вызывает отвращение к подобным вещам и привлекательность к противоположным.

Вторая стадия: ухудшение (пракопа )

Современная концепция Аюрведы. Часть 5. Диагностика